Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в КГУ «Зареченская средняя школа» 2019-2020 учебном году
Количество: 1 класс –19 человек.
Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-го класса.
Для определения адаптации учащихся 1-ого класса была проведена следующая работа:
Подбор и разработка методических материалов. Составление диагностической программы. Индивидуальное обследование первоклассников: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики », рисуночные тесты, тренинговые занятия. Беседа с учителями. Посещение уроков. Проведение родительских собраний на тему: «Как помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям», «Психологическая помощь родителям первоклассников». Анкетирование родителей первоклассников.
В ходе исследования изучалось следующее: Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом. Мотивация – желание ребенка учиться. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности. Работоспособность – уровень физической энергии. Особенности поведения.
В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации: на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме - уроки – экскурсии, уроки – игры. Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.
Для многих детей характерны такие качества, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением. В процессе обучения учитывались индивидуальные особенности ученика.
Воспитательные моменты включаются в урок, на перемене воспитание происходит по ситуации, а так же собственный пример учителя и родителей.
Родители заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Регулярно посещают родительские собрания. Оказывают помощь классу, стараются сотрудничать с учителем вырабатывать единство требований семьи и школы. Проведены собрания: «Как помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям», «Психологическая помощь родителям первоклассников». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
Обучающиеся на момент поступления в первый класс имели низкий уровень подготовки к школе и в течении двух месяцев дети по-разному адаптировались к школе. Некоторые ученики могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, не реагировать на замечания учителя, но к концу первой четверти их реакция на требования педагогов стала более адекватной.
Проводя психологические наблюдения, пришла к выводу, что у большинства детей сформировалась положительное отношение к школе, дети школу посещают охотно. У большинства учащихся адаптация проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием. Настроение у ребенка в школе хорошее, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам положительное. У некоторых учащихся адаптация проходит средне, возможно наличие некоторых проблем. Ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть некоторые трудности связанные с поведением ребенка, отношением к учителю, одноклассникам, проблемами в усвоении учебной деятельности.
Общий вывод:
В целом адаптация первоклассников проходит нормально, у большинства первоклассников в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной.
Педагог-психолог: Федорищина Е.Н.