Учителя сели за парты…
Долго сам учись, если хочешь учить
других.
Во всех науках и художествах плодом есть
правильная практика.
Григорий Сковорода.
Казахстану необходимо влиться в мировое сообщество, и поэтому наше поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. По-моему, это сложный вопрос. Нам надо сделать так, чтобы наши дети комфортно ощущали себя как в своей стране, так и в мировом сообществе. И
в этом, конечно, огромную роль должно сыграть образование. Особое внимание сейчас отдаётся развитию индивидуальности, социализации процесса образования, саморазвитию и профессиональной ориентации. В связи с этим к школе предъявляются новые требования, перед педагогическими
коллективами ставятся такие цели, которые бы обеспечивали условия для
приобретения учащимися функциональных знаний, для развития и самореализации личности.
С 1 декабря 2016 года в нашей школе организованы занятия по программе профессионального развития педагогических кадров общеобразовательных школ «Рефлексия в практике» во исполнение протокольного поручения совещания Министерства образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2016 года.
Цель занятий программы - освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления учащихся, а также совершенствование навыков планирования процесса преподавания
и эффективного системного оценивания достижений учащихся.
Уже сегодня наши первоклассники осваивают новые программы, в основе которых положены навыки самостоятельного поиска информации и развитие критического мышления. Это актуальные вопросы в условиях перехода на трёхъязычное и обновлённое образование. На следующий учебный год по обновлённой программе будут заниматься не только 1-е, но и 2, 5 и 7 классы. Поэтому педагоги
школы должны быть готовы к преобразованиям, идти, как говорят, в ногу со временем. Учителя – это те немногие, которые учатся всю свою трудовую жизнь. Очень хорошо, что занятия учителя могут посещать без отрыва от работы, совмещая учёбу с практикой: изучил теоретические основы – испробуй на практике в своём классе.
Так учителя нашей школы уже освоили основную часть программы. Все изученное они применяют в классе, который выбрали для своей практики. Класс для практики выбирали, опираясь на специфику преподаваемого предмета. Для начала составили характеристики класса, провели социометрические
исследования и с помощью педагогической диагностики проанализировали учебный процесс, определили результаты деятельности учащихся. С этим «багажом» и приступили к освоению программы «Рефлексия в практике».
Все занятия для учителей проводятся в групповой форме, учителя «пробуют» себя в роли учащихся, осваивают новые стратегии обучения. Для более эффективного освоения Программы тренер использует различные подходы к занятиям, адаптируя их в соответствии с динамикой изменений в практике коллег. Подходы включают самостоятельное изучение и поиск информации; выполнение индивидуальных, групповых, парных заданий; коллективные обсуждения; разработки планов уроков; изготовление
постеров; написание эссе и др.
Задания подбираются таким образом, чтобы учителя могли их в дальнейшем использовать на своих уроках, конечно, внося в них свои коррективы в зависимости от предмета, возрастных особенностей учащихся и т. д.
Таким образом, уже можно говорить об изменениях в практике учителей, посещающих занятия курса. Учителя, во-первых, стали активнее применять групповые и парные формы работы. Во-вторых, заострили своё внимание на развитии метапознавательных навыках учащихся. В-третьих, используют различные приёмы формативного оценивания на своих уроках, и, что хотелось бы особо отметить, используют рефлексию как обязательную составляющую урока.
В своих эссе учителя поделились теми изменениями, которые они внесли в свою педагогическую практику. Отрадно осознавать, что эти преобразования нравятся как учителям, так и учащимся. А главное, наши учителя начали рефлексировать по поводу своего преподавания. Значит, одна из задач
Программы решается.
К чему мы придём к концу изучения программы «Рефлексия в практике» покажет время.
А пока учителя продолжают учиться…
Лариса Евтух,
тренер Зареченской средней школы,
учитель первого уровня